Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?
Подготовка к математике 1 класс
Как сделать вашего ребенка отличником по русскому языку?

Медицинская страничка

             

Старшая медицинская сестра

Гурченко Марина Юрьевна.

 

 

 

Медицинские документы,
необходимые для поступления в детский сад:

  • Медицинская карта ребенка по форме 026/у.

  • К карте прилагается форма 063/у (карта прививок).

  • Паспорт здоровья ребенка

  • Копию медицинского полиса

  • Копию прикрепления к детской поликлинике (при наличии).

                                                              

 Медицинский работник в детском саду обязан:

1. Встретить вновь поступивших детей или детей после болезни с опросом о его здоровье.

2. Контролировать здоровьесбережение по группам детского сада

3. Контролировать питание в группах детского сада.

4. Помогать в адаптации детей к детскому учреждению.

5. Контролироватьуровень заболеваемости детей по детскому саду.

6. Консультировать родителей воспитанников детского сада по распрстранненым заболеваниям и по мере необходимости.

7. Быть всегда приветливым как с сотрудниками так и с родителями воспитанников детского сада.

                      

 

 

ОСТРАЯ КИШЕЧНАЯ ИНФЕКЦИЯ (ОКИ)

Источником инфекции является больной или бактерионоситель.

Путь передачи, как правило- фекально-оральный.

Самые распространёнными заболеваниями являются Шигеллёз и Сальмонеллёз

Шигеллы могут распространяться при помощи заражённой воды, инфицированной пищи, большое значение имеют мухи- переносчики огромного количества микроорганизмов.

Раньше дизентерию называли болезнью «грязных рук», что совершенно справедливо.

Причём такой путь передачи характерен как раз для детей младшего возраста.

Многие продукты питания, в том числе особо скоропортящиеся (сметана, молоко, овощи, фрукты, яйца), особенно в жаркое время  года могут привести к расстройству кишечника и отравлению организма.

ПОНОС- самый частый и легко выявляемый признак ОКИ.

Это расстройство кишечной функции, которое проявляется в учащении стула с изменением его консистенции и качества. Поносы могут носить смешанный характер, что указывает на вовлечение в процесс и желудка и тонкого кишечника и толстой кишки.

Утрата аппетита, рвота, обезвоживание, интоксикация,  служат поводом для обращения к врачу, который,  как правило, при подтверждении диагноза должен госпитализировать больного.

Дети младшего возраста наиболее уязвимы и могут  легко заразится ОКИ.

Поэтому в детских учреждениях должна проводиться профилактическая работа :

Контроль санитарного состояния, контроль качества привозимой продукции, наличия медосмотров сотрудников и  привитие у детей с самого раннего возраста гигиенических навыков и правил, информирование и выпуск  наглядной агитации для родителей и воспитанников.

Если заболевшим является ребёнок, посещающий детский сад, то на МДОУ накладывается карантин, ребёнок допускается в д/сад после полного выздоровления и при наличии справки о состоянии здоровья.

 

МКДОУ  Детский сад 3 п.Верхняя Кугульта

 

Индивидуальная работа

по физическому развитию

и закаливанию с  часто

и длительно болеющими детьми на 2о13 год

 

Основная причина заболеваний в детском  возрасте- респираторные инфекции.

На их долю, особенно в осеннее- зимний период , приходится более 90% всех обращений за поликлинической помощью. При  этом  уровень заболеваемости определённой группы детей превышает уровень заболеваемости их  сверстников. Таких детей условно называют «часто болеющие дети» (далее-ЧБД)  и выделяют в особую группу диспансерного наблюдения.

 

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения часто болеющими считаются дети, перенесшие более пяти эпизодов ОРЗ в год.

 



Мероприятия

по  оздоравливанию  и закаливанию ЧБД

Для каждого ребёнка необходимо искать индивидуальные методы с учётом этиологических и патогенетических механизмов заболевания, а так же факторов внешнего окружения, формирующих предрасположенность организма к частым ОРЗ.

Не следует забывать, что исцелению могут способствовать элементарные средства- здоровый образ жизни, рациональный режим дня и другие мероприятия, полезные для всех ЧБД независимо от причин их заболевания.

 

№п/п

Мероприятия

Результат

Ответственный

1.

Повышение физической активности:

-лечебная гимнастика;

-самомассаж;

-дыхательная гимнастика;

 

 

Расширение физического режима необходимо проводить осторожно, исследуя реакцию каждого ребёнка на нагрузку и уделяя особое внимание коррекции осанки!!!

Общеоздоровительное действие:

Активирует крово- и лимфообращение стимулирует все виды обмена веществ

Воспитатель по ФИЗО под контролем медсестры

 

 

 

 

 

                               

2.

 

Закаливание организма:

-воздушные ванны;

-босохождение;

-холодные умывания;

-обтирания;

-обёртывания;

-обливания;

-полоскания горла;

-увеличение длительности прогулок до 4 часов в день.

Принципы закаливания:

-проведение первых процедур только полностью здоровому ребёнку;

-постепенность и непрерывность;

-учёт индивидуальных особенностей организма;

-положительный эмоциональный фон при проведении закаливания!!!

У ЧБД нередко наблюдается повышенная потливость из-за дисфункции вегетативно-нервной системы. Поэтому им желательно носить хлопчатобумажную одежду. Рекомендуется  частая смена белья.

Укрепляется  иммунная система и усиливается сопротивляемость организма к простудным и вирусным заболеваниям

 

Воспитатель по ФИЗО под контролем медсестры

         

 

3.

 

Организация питания и витаминотерапия для ЧБД:

1.В домашних условиях -

с родителями проводится беседа о правильном подборе продуктов питания,  различного вида иммунокорректов и витамин в зависимости от того или иного вида заболевания.

 

 

 

 

Правильное сбалансированное питание (добавление или уменьшение калорий  в употребляемой ребёнком пище), обогащение организма кальцием и белком. Всё это необходимо для правильного и гармоничного развития детей.

 

врач-педиатр

ст.м/с

воспитатель по ФИЗО

 

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Помните, как легко танцевала золушка в хрустальных туфельках? Удобная пара обуви и в жизни способна творить чудеса…

Вещи для детей мы выбираем с особой тщательностью, ведь хочется, чтобы кроха был одет удобно, красиво и модно, чтобы его в любой жизненной ситуации не покидало ощущение комфорта. Особенно важно быть внимательным, если речь идёт о покупке детской обуви. Ведь не случайно на Востоке говорят, что здоровье начинается со здоровых ног…

ОБУВЬ ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Экономить на здоровье нельзя - эта истина общеизвестна. Поэтому, отправляя малыша в детский сад, важно купить ему такую обувь, чтобы он чувствовал себя комфортно в любой ситуации: и во время подвижных игр, и в спортивном зале, и занимаясь танцами…

Под словами «сменная обувь» мы привыкли подразумевать тапочки, хотя суть этого понятия иная - обувь, которую меняют в зависимости от рода занятий. И не исключено, что вашему малышу потребуется даже не одна, а несколько пар разной обуви. В каждом конкретном случае всё зависит от потребностей…

Чтобы детские ножки были здоровыми, обувь, в которой кроха проводит большую часть дня, должна быть:

· лёгкой (ножка не устанет);

· максимально открытой, чтобы ножка могла свободно дышать и не нарушался нормальный теплообмен;

· устойчивой, имеющей анатомическую стельку, супинатор, фиксированную прочную пятку и надёжно защищённый от ударов носок;

· подошва должна быть при известной твердости упругой и лёгкой (идеальна двухслойная подошва, верхний слой- пробка, нижний - резина).

· материал для верха обуви - по возможности натуральный (такая обувь «дышит» и хорошо поглощает влагу).

Выбирая обувь для постоянного ношения в детском саду, лучше остановите свой взгляд на сандалиях, а не на тапочках. Главное достоинство тапочек - их невысокая стоимость, а значит, возможность менять довольно часто по мере роста ноги. Но, к сожалению, этим все плюсы исчерпываются. Тапочки, как правило, имеют форму, близкую к овалу, а детская ступня скорее напоминает веер - довольно узкая пятка, но широкая плюсневая кость и короткие пухленькие пальчики. Но особенно опасны шлёпанцы, потому что здесь к «прелестям» тапочек добавляется незафиксированная пятка, что на порядок увеличивает вероятность травм при любом неловком движении. А правильно выбранные сандалии позволяют этого избежать. Присмотритесь к модели с широким носком, анатомической стелькой и супинатором, жёсткой фиксированной пяткой, снабжённой по верхнему краю мягким валиком (он предохраняет ногу от мозолей). Не сомневайтесь, вашему малышу в них будет и удобно, и безопасно.

 

  

Главный государственный санитарный врач РФ

 Санитарно-эпидемиологические правила. СП 3.1.1.1117-02

 от 17.03.2002

Профилактика острых кишечных инфекций*

1. Область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитар­ные правила) устанавливают требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, гигиенических и противоэпидемических мероприя­тий, проведение которых обеспечивает предупреждение и распространение за­болеваний острыми кишечными инфекциями (далее - ОКИ).

1.2. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществля­ют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

3.Профилактические мероприятия

3.1. Осуществляются через систему мероприятий по обеспечению населе­ния доброкачественными, безопасными в эпидемическом отношении пищевы­ми продуктами и водой, безопасными в эпидемическом отношении условиями жизнедеятельности населения.

3.2. Осуществление госсанэпиднадзора за соблюдением санитарных пра­вил и норм на объектах по производству, хранению, транспортировке, реализа­ции (оптовая и розничная) пищевых продуктов, общественного питания, водо­канала независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

3.3. Осуществление госсанэпиднадзора за соблюдением санитарных пра­вил и норм в организованных коллективах детей и взрослых, лечебно­профилактических учреждениях (далее - ЛПУ), санаториях, домах отдыха и др.

3.4. Гигиеническое обучение работников отдельных профессий, произ­водств и организаций, связанных непосредственно с процессом производства, приготовления, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов, водоподготовки, обучением и воспитанием детей и подростков, с оформлением медицинских книжек.

3.5. Гигиеническое образование населения с помощью средств массовой информации по вопросам профилактики острых кишечных инфекций.

3.6. Проведение клинико-лабораторных обследований и ограничительных мер среди отдельных групп населения в профилактических целях:

3.6.1. Выявление больных (носителей) ОКИ при поступлении на работу ра­ботников отдельных профессий, производств и организаций (1-кратное бактерио­логическое обследование на группу энтеропатогенных бактерий; забор материа­ла для исследования у лиц этой категории работников про водится специалистами центров госсанэпиднадзора или лечебно-профилактических учреждений).

3.6.2. Выявление больных ОКИ (носителей) среди детей дошкольных об­разовательных учреждений (далее - ДОУ), школ-интернатов, летних оздорови­тельных учреждений:

- в период формирования детских коллективов в конце лета - начале осени (август - сентябрь) за всеми детьми устанавливается меди­цинское наблюдение с обязательной регистрацией его результатов в специальных журналах наблюдения (общее состояние ребенка, жалобы, характер стула, результаты термометрии);

- прием в ДОУ детей, возвращающихся после любого перенесенного заболевания или длительного отсутствия (5 и более дней), разреша­ется только при наличии справки от участкового врача с указанием диагноза болезни или причины отсутствия. В течение 7 дней за таки­ми детьми устанавливается медицинское наблюдение, осуществля­емое непосредственно в детском коллективе;

- при утреннем приеме ребенка необходимо проводить опрос родите­лей о его общем состоянии и характере стула. При наличии жалоб  и клинической симптоматики, характерной для ОКИ, контакт ребен­ка с коллективом следует прекратить. Вопрос о его допуске в кол­лектив решается на основании заключения участкового врача;

при оформлении в детские дошкольные коллективы дети принима­ются без бактериологического обследования на основании справки от участкового врача-педиатра о состоянии здоровья и отсутствии контакта с больными ОКИ.

4.Противоэпидемиологические мероприятия

4.4. Эпидемиологическое обследование очага.

4.4.1. Проводится с целью установления границ очага, выявления источни­ка возбудителей инфекции (при кишечных антропонозах), контактных, путей и факторов передачи возбудителей инфекции и условий, способствовавших возникновению ОКИ.

4.4.2. При спорадической заболеваемости обследование очага ОКИ может осуществляться помощником эпидемиолога под руководством врача­эпидемиолога.

При возникновении групповой заболеваемости и эпидемических вспышек эпидемиологическое обследование проводится непосредственно врачом­эпидемиологом с привлечением других профильных специалистов центров гос­санэпиднадзора, а также врачей-инфекционистов, педиатров и других специа­листов.

4.4.3. Эпидемиологическое обследование семейных (квартирных) очагов проводится при заболевании (носительстве) ОКИ работников отдельных про­фессий, производств и организаций, а также при заболевании детей, посещаю­щИХ ДОУ, и неорганизованных детей в возрасте до 2 лет. Помимо этого, обсле­дуются все множественные семейные (квартирные) эпидемические очаги с одновременно или повторно возникшими несколькими случаями ОКИ.

4.4.4. В лечебно-профилактических, дошкольных образовательных, обще­образовательных учреждениях и школах-интернатах, на пищевых предприятиях и приравненных к ним объектах по месту работы или учебы при возникновении первого случая ОКИ необходимость эпидемиологического обследования реша­ется врачом-эпидемиологом. При появлении повторных случаев или при подо­зрении на возможность дальнейшего распространения ОКИ обследование про­водится врачом-эпидемиологом комплексно с участием специалистов соответствующего санитарно-гигиенического профиля .

4.4.5. При вспышках и групповых заболеваниях ОКИ (5 и более случаев) кон­кретный фактор (факторы) передачи возбудителей инфекции устанавливается на основе результатов опроса заболевших и обязательно здоровых лиц (кон­трольная группа) в эпидемическом очаге. При небольших вспышках (до 30 забо­левших) опрашиваются все пострадавшие, при средних (до 100 заболевших) - 30% пострадавших, при крупных (более 100-150 заболевших) - достаточно опросить 20% пострадавших, и, соответственно, такое же число так называемых кон­трольных лиц. В первую очередь опрашиваются пострадавшие, которые забо­лели одними из первых, а также в семейных очагах с 2 и более случаями забо­леваний. Врачи-эпидемиологи и их помощники, осуществляющие опрос, должны работать под руководством специалистов, которые имеют опыт проведения этой работы. Остальные проходят специальный инструктаж (целесообразно это сделать еще до возникновения вспышки) и участвуют в подготовительных практических занятиях по этому вопросу. Результаты опроса больных и кон­трольных лиц должны подтвердить или исключить предварительную версию (ги­потезу) о причине возникновения очагов (путях и факторах передачи возбудите­лей инфекций).

Опрос контрольных лиц в обязательном порядке предусматривается и в очагах спорадической заболеваемости (члены семьи заболевшего, соседи по коммунальным квартирам, общежитиям и др.).

4.6. Мероприятия в очаге в отношении контактных с больными ОКИ или носителями.

4.6.1. Активное выявление больных (носителей) среди контактных в очаге проводят терапевты, инфекционисты и педиатры на основе опроса, клиническо­го и лабораторного обследования контактных. За контактными устанавливается медицинское наблюдение (осмотр, опрос, термометрия) на период максималь­ной инкубации болезни.

4.6.2. В квартирных очагах однократному лабораторному обследованию подлежат работники отдельных профессий, производств и организаций, дети, посещающие ДОУ, школы-интернаты, летние оздоровительные учреждения, а также неорганизованные дети в возрасте до 2 лет.

4.6.3. В лечебно-профилактических учреждениях, дошкольных образова­тельных, общеобразовательных учреждениях, школах-интернатах, летних оздо­ровительных учреждениях, учреждениях закрытого типа (для лиц с различной патологией), в пищевых организациях и приравненных к ним объектах, по месту работы и учебы проводится однократное лабораторное обследование общав­шихся с больными при возникновении:

- случая(ев) заболевания ОКИ (носительства) на эпидемически значи­мых объектах;

- двух и более заболеваний в организованных коллективах взрослых и детей; при единичных заболеваниях объем и кратность бактерио­логического (серологического) обследования определяется врачом-эпидемиологом с учетом сложившейся эпидемиологиче­ской ситуации.

4.6.4. На период проведения лабораторных обследований контактные лица не отстраняются от работы и посещения организованных коллективов при от­сутствии клинических симптомов заболевания.

4.6.5. При положительных результатах клинико-лабораторных исследова­ний контактные, относящиеся к работникам отдельных профессий, производств и организаций, и дети организованных коллективов направляются в ЛПУ по ме­сту жительства (другие медицинские учреждения, оказывающие помощь по до­говору) для установления окончательного диагноза и лечения.

4.6.6. При установлении диагноза носительства возбудителей ОКИ лица, относящиеся к работникам отдельных профессий, производств и организаций, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с ри­ском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности пере­вода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию (п. 2 СТ. 33 Федерального закона "О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения").

4.8. Мероприятия по нейтрализации путей и факторов передачи.

4.8.1. В очаге групповой заболеваемости (в организованных коллективах детей и взрослых или среди населения) производится забор материала для ла­бораторных исследований на патогенную, условно патогенную и санитарно­показательную микрофлору. Забираются пробы имеющихся в наличии пище­вых продуктов и блюд (суточная проба), воды, берутся смывы с инвентаря, оборудования, спецодежды и с рук персонала и др.

4.8.2. Необходимость санитарно-бактериологических исследований в оча­гах при возникновении единичного случая ОКИ в организованных коллективах детей и взрослых, а также на эпидемически значимых объектах определяется врачом-эпидемиологом на основе результатов эпидемиологического расследо­вания.

4.8.3. Фактор передачи (конкретный подозрительный на инфицированность пищевой продукт или вода) исключается из употребления до завершения всего комплекса противоэпидемических мероприятий в очаге.

4.8.4. Заключительная дезинфекция проводится после изоляции больного (носителя) из очага ОКИ.

4.9. Мероприятия в отношении восприимчивого коллектива.

4.9.1. При возникновении групповых очагов ОКИ в организованных кол­лективах детей и взрослых, а также среди населения проводится профилак­тика специфическими бактериофагами в зависимости от вида (типа) выде­ленного возбудителя в соответствии с наставлением по применению препарата.

4.15. Порядок сбора материала для лабораторных исследований.

4.15.1. Лабораторному обследованию подлежат:

больные с подозрением на острые кишечные инфекции; - лица, общавшиеся с больными;

- работники отдельных профессий, производств и организаций (при

поступлении на работу и по эпидемическим показаниям);

секционный материал при наличии прижизненного диагноза ОКИ.

4.15.2. Сбор биологического материала (фекалии, кровь, рвотные массы, промывные воды желудка) для лабораторных исследований осуществляется до начала этиотропного лечения медицинским работником, поставившим первич­ный диагноз острого кишечного инфекционного заболевания (или при подозре­нии на него); при групповой и вспышечной заболеваемости - персоналом цен­тров госсанэпиднадзора и ЛПУ.

4.15.3. При лечении больного на дому сбор материала для исследования осуществляется персоналом лечебно-профилактических учреждений.

4.15.4. От больных, поступающих в стационары для госпитализации, матери­ал для бактериологического исследования забирается в приемном отделении.

4.15.5. От лиц, общавшихся с больными или носителями (контактными), сбор материала проводится медицинскими работниками ЛПУ, ДОУ, общеобра­зовательных, летних оздоровительных учреждений, школ-интернатов и других организаций.

4.15.6. Исследования проводят на определение патогенных (условно пато­генных) энтеробактериЙ. Необходимость исследования на другие группы воз­будителей (кампилобактерии, иерсинии, ротавирусы, условно патогенные бак­терии) определяется лечащим врачом (в зависимости от возраста больного, клинической картины заболевания, эпидемиологической ситуации в конкрет­ном населенном пункте) и указывается в направлении отдельно.

4.15.7. Любой нативный материал для лабораторного исследования собирают в стерильную стеклянную посуду. Срок доставки материала в лабораторию должен быть не позднее 2 часов после сбора и сопровождаться специальным направлени­ем. Доставка материала самими обследуемыми запрещается.

4.15.8. При невозможности своевременной доставки в лабораторию мате­риала должны использоваться консервант или транспортная среда. Материал по­мещается в холодильник и направляется на исследование не позднее 12 часов после сбора. Пробы фекалий для исследования на ротавирусы, энтеровирусы, кампилобактерии хранятся обязательно в морозильной камере холодильника.

4.15.9. При подозрении на токсикоинфекцию, помимо материала от боль­ного, на исследования поступают остатки пищевого продукта, подозреваемого в качестве фактора передачи возбудителей инфекции.

                                  


                                                                 Информация по  проведению

в  МКДОУ Детский сад 3 п. Верхняя Кугульта   

Месячника « Здоровое питание»

 

             Администрацией детского сада был издан приказ №85-пр от  30.09.2013г. «О проведении месячника «Здоровое питание!». На основании приказа  был составлен комплексный план мероприятий по проведению Месячника «Здоровое питание».

   В период Месячника  старшая медсестра Гурченко М.Ю.  совместно с   воспитателями проводили  информирование родителей, детей,  работников о пользе здорового питания, на темы «Овощи, ягоды, фрукты- полезные продукты», «Режим дня и его значения», «Культура приёма пищи», «Острые кишечные заболевания и их профилактика», «Гигиена- зачем она нужна».

Проводилось  анкетирование родителей, на тему « Здоровое питание в семье», где родители  высказывали свою точку зрения, вносили свои предложения в составление  десятидневного меню. Из анкетирования мы узнали, что родители довольны нашим меню.

 Проводилась выставка рисунков в группах. Провели осенний праздник « Осеннее  настроение». Родителями детей была организована выставка из овощей и фруктов « Осень золотая!».  

Воспитатели всех групп  приняли участие в конкурсе газет « Мы вам расскажем о вкусной и здоровой пище».

Были организованы   родительские  собрания в группах на тему «Рецепты здорового питания». На общем родительском собрании был рассмотрен вопрос о здоровом питании.

 

 

Здоровье малышей

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  Своевременное правильное питание;

  Свежий воздух;

  Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

  Оптимальная освещённость;

  Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

  Привычка правильно сидеть за столом;

  Расслаблять мышцы тела;

  Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см ). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

  Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

  Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

  Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

 

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

 

Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осан-ку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением пра-вильной осанки (25-30 шагов).

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого про-ходящего мимо ребенка.

"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на по-ясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положе-нием тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согну-той ноги оттягивать.

"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!".

Следить за тем, чтобы дети держа-ли спину прямо, не наклоняли го-лову. Ноги ставить точно на на-ружный край стопы, слегка приво-дя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражне-ния рекомендуется, чтобы дети хо-ром произносили стихи.

Ходьба с ускорением и перехо-дом в бег. Ходьба с последующим замедле-нием.

Следить за тем, чтобы дети бежа-ли легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

"Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед гру-дью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз).

В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны ру-ками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

"Мельница". Поочередное приве-дение рук за затылок и спину (6-8 раз).

Плечи развернуты, локти отведе-ны назад, голова прямо.

"Резинка". Разгибая в локтях со-гнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладош-ки". Поднимаясь на носки, отвес-ти плечи назад и повернуть ладо-ни вперед. Вернуться в И. П., рас-слабляя мышцы рук (4-6 раз).

Держать спину ровно и не выпя-чивать живот.

"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз).

Плечи развернуты, колени вып-рямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении "лежа на спине"

"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).

При оттягивании носков рекомен-дуется слегка разводить пятки.

"Волна". Согнуть ноги и подтя-нуть колени к животу. Выпря-мить. Пауза 3-5 сек. и отпус-тить ноги (4-6 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты. ,,

"Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении "лежа на животе"

"Воробышек". Круги назад лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.

Голова приподнята.

"Рыбка". Поднять голову и отве-сти плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

"Лягушонок". Руки из-под под-бородка привести к плечам ладо-нями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вер-нуться в И. П. (6-8 раз).

 

Построение, ходьба обычным ша-гом (1-2-3 круга).

Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.

(По материалам статьи "Воспитание осанки у детей и активная профилактика её нарушения в домашних условиях", С.В.Хрущев, С.Д.Поляков, М.Н.Кузнецова).

 

АЛЛЕРГИЯ

Аллергия - это неестественный ответ организма на вещество, чаще всего абсолютно безвредное для большинства детей. Если у ребенка отмечается аллергия на какое-то вещество, контакт с которым произошел в результате вдыхания, проглатывания, прикосновения или внедрения в кожу, оно вызывает необычную реакцию.

В основном детские аллергии - не более чем досадные мелочи, но иногда они могут стать причиной болезни, быть исключительно опасными и даже представлять угрозу жизни ребенка. Для родителей и для тех, кто ухаживает за детьми, очень важно знать об этих различиях.

Нужно помнить о двух факторах. Первый: если у вас в детстве была аллергия, вероятно, и у вашего ребенка объявится аллергия к чему-либо. Второй: ваш ребенок преспокойно может получать что-нибудь наподобие антибиотика или неоднократно прикасаться к какому-то растению, но вдруг ни с того ни с сего выдаст на них аллергическую реакцию. Она всегда своеобразна, и если похоже на то, что у вашего ребенка она развилась, то, по-видимому, ТАК ОНО И ЕСТЬ, пусть даже раньше ничего похожего не было.

Существуют десятки типов реакций на десятки различных аллергенов (веществ, к которым у ребенка может быть аллергия). Ниже описаны примеры, требующие проведения мероприятий неотложной помощи.

Если ребенок съел или проглотил нечто, что решительно не понравилось его организму, очевидно, на протяжении нескольких последующих часов его будет тошнить (см. главу 23 об отравлениях). Если у него аллергия на это вещество, то реакция может наступить гораздо быстрее.

Допустим, ребенок принимает лекарство, тот же пенициллин, и у него обнаруживаются аллергические симптомы. Вы должны немедленно прекратить курс несмотря на то, что было рекомендовано продолжать его до конца. Позвоните и поговорите с врачом, сообщив ему, что" вы уже сделали, и прислушайтесь к тому, что он подскажет.

(Всегда советуйтесь со своим врачом относительно возможных последствий приема лекарства, которое он хочет назначить ребенку, - особенно если у того ранее наблюдались аллергические реакции на что-то либо есть признаки экземы или астмы.)

КАКИХ ПРИЗНАКОВ ОЖИДАТЬ

 Все может начаться с зуда на губах или зуда по всему телу.

 У ребенка могут появиться слабо выраженная сыпь на теле или грубые рубцы и отеки на некоторых, а то и на всех частях тела - это называется "уртикарией" или "крапивницей". Таким образом организм привлекает внимание к тому, что ему не нравится, что находится внутри или возле него.

 Могут возникнуть отеки на губах, языке, в полости рта, а также на руках или глазах.

 Может отмечаться стридор 1 (см. главу 5 об астме).

 Иногда отеки увеличиваются настолько, что перекрывают воздухоносные пути и ребенок может перестать дышать. Это неотложный случай, требующий медицинского вмешательства. Ребенок будет напуган, и чем больше он напуган, тем труднее ему дышать.

 Однако если пища или какое-то другое проглоченное ребенком вещество начинает перевариваться до того, как организм его отвергнет, реакция наступает медленнее, и она не столь драматична, но столь же серьезна. Первое, на что может пожаловаться ребенок, - на "колики" (боли) в животе, нередко на фоне тошноты, рвоты или поноса. Это напоминает пищевое отравление, но здесь его должны сопровождать и другие вышеупомянутые симптомы.